Сердце имеет доводы, которые не знает разум.




 

Сердце имеет доводы, которые не знает разум.

Неблагодарное дело – писать биографии. Ещё неблагодарней их переводить. Я не буду заниматься дословным переводом того, что написано про мистера Джиллена в англоязычной части Интернета. Сухие статистические данные, которыми вполне удовлетворены англичане, не очень интересны русскому. Я попробую создать нечто вроде своего представления об этом человеке как об актёре и личности.
Он ирландец. Когда отец спросил меня, «настоящий» он ирландец, или из Северной Ирландии, мне стало немного смешно. Да, он «настоящий» ирландец, то есть родился в Дублине, в стране под названием Ireland. Родился 24 апреля 1968 года… Любопытствующие могут подсчитать, да я и сама скажу, что по гороскопу он Телец. Не сильна в астрологии, поэтому эту тему опущу.
Семейное положение – тоже тема немаловажная. На официальном сайте висит трогательная статья с упоминанием того, что со своей будущей женой Оливией Эйдан познакомился ещё в 15лет на каком-то празднике. Впрочем, по меркам официальным, она ему не очень и жена – гражданский брак. Насколько я смогла понять, вопреки здравому рассудку, нежелание регистрировать брак идёт именно от Оливии. Как говорит сам Эйдан – «У нас с ней разные взгляды на супружество». Хотела бы я знать его взгляды, но это тайна за семью печатями. Детей Эйдана и Оливии зовут Берри( старшая дочь) и Джо( младший сын).
Вообще, Эйдан по сути никакой не Джиллен (Гиллен), а Мёрфи. Это его родная фамилия. Почему он сменил фамилию отца на фамилию матери – вариантов несколько, среди основных – неприязненное отношение к отцу и наличие в регистре актёров некоего Эйдана Мёрфи. Так что Эйдан Джиллен – это практически сценический псевдоним.
Есть информация, что Эйдан играл в какой-то группе, предположительно – пел, так как судя по отрывкам, гуляющим в Интернете, голос у него поставленный или, по крайней мере, к пению приученный. На гитаре он тоже неплохо бренчит, доказательство – вступление к пасадоблю, сыгранное в «The Low Down».
Что касается актёрской карьеры, то началась она у Эйдана достаточно рано. Можно сказать – очень рано – в подростковом возрасте, когда он стал играть в пьесах на сценах театров родного Дублина. Принято считать, что соблазнила его актёрской профессией сестра-актриса (для общей информации – мистер Джиллен - шестой ребёнок в семье). Профессионального актерского образования у него нет, но это и не заметно – если человек актёр от Бога, никакими Станиславскими его не удивишь.
В 19 лет Эйдан окончательно перебрался в Лондон, так как разумно считал, что возможностей у него там больше.
Первое кино мистера Джиллена – фильм 1987 года со странным названием – «Одинокая страсть Джудит Хирн». Потом был «Курьер», «Дотянись до звёзд» и прямая дорога к телепостановкам лондонского монстра своего дела – знаменитой БиБиСи. Именно на ВВС Эйдан и «раскрутился». Помнится, его ещё прозвали «холодной звездой ВВС»… почему холодной… скорее всего из-за сериала «Queer as folk», где он снялся немногим позже. Кроме съёмок в фильмах мистер Джиллен занимался различными озвучками и записями так называемых аудиокниг. Если не изменяет память, аудиокнига касалась произведений различных ирландских авторов ( история умалчивает, был ли среди этих авторов Джеймс Джойс, но, полагаю, «Улисс» не уместился бы ни на одной плёнке).
Если касаться ролей Эйдана, то, можно сказать, ему с ними на первых порах везло. Это были достаточно любопытные роли нестандартных личностей. И хотя после съёмок в «Лорне Дун» в роли отпетого злодея Карвера мистер Джиллен позволил отметить, что вряд ли у него когда-нибудь получится сыграть «хорошего парня», думаю, он просто себя недооценил. Парни Джиллена – совсем не плохие парни, а люди со сложными судьбами и характерами.
Некоторые из них вовсе и неплохие. Не плохие, а даже какие-то жалкие. Взять того же Фрэнсиса из «The Low Down». Или уличного парня из «Safe». Конечно, психопат Бэби из «Mojo» довольно неприятен, но это какая-то надрывная неприязнь. Сразу на ум приходит другая Бэби, из «Грязных Танцев», но это уже ассоциации. Несчастный Джефф, продавший с горя душу дьяволу в «Затмении», за это и поплатившийся, немного истеричный Дэйв – телеведущий а ля Дмитрий Нагиев – которого убивает собственный отец, слегка коррумпированный, но вполне милый полицейский из «Моего королевства», борющийся за правду – пусть и свою – ирландский террорист из «Сыновей», богемный, но невинно убиенный художник Эмиас Крэйл из серии Пуаро «Пять поросят»… Вообще, только две роли мистера Джиллена можно назвать абсолютно отрицательными… И то с некоторыми оговорками. Это роскошный лорд Нельсон из «Шанхайских рыцарей». Но это и самая «кукольная», мультяшная роль Джиллена – насколько я поняла, он сам от неё не в восторге. Вообще, участие Джиллена в масштабном Чановском блокбастере – большой секрет. Чем его заманили? Почему он согласился? Но если вернуться к лорду Нельсону, то он, на поверку, не так-то прост. Красивый, эрудированный, благородный… по-своему… - герой для любого романа в стиле Викторианской эпохи. Ну что с того, что он хочет стать императором? Кто из современных родственников английской королевы этого не хочет? Просто никто об этом не говорит и не вступает в заговор с китайцами… вот и все дела.
Карвер Дун – тоже роль неоднозначная. Если судить по книге Ричарда Блэкмора – Карвер отменный негодяй. Но это тоже напускное. У Джиллена Карвер получился каким-то нестерпимо человечным… чересчур обаятельным для негодяя и мерзавца. Когда смотришь на этого Карвера, действительно веришь в то, что он любит Лорну и не может без неё жить. Если бы этого парня отдать на воспитание в хорошее общество, то из него получился бы неплохой человек. Карвер Джиллена – противоречивая фигура. И такой она получилась исключительно благодаря самому Джиллену.
Но я ушла далеко от биографии. Хотя не скрою, что сделала это почти намеренно. Раскладывать чужую жизнь по годам – не очень благодарное дело… впрочем, об этом говорилось выше.
Считается, что два фильма, которые поразили воображение уже порядком искушённого зрителя и благодаря которым все просто влюбились в Эйдана, были «Safe» и «Circle of friends». Насчёт «Круга» – не знаю, что и кого там могло поразить, ведь по большому счёту это потрясающее ирландское занудство практически без сюжета. Набор актёров и операторская работа – выше всяких похвал, но роль Эйдана там ( кстати, персонажа тоже зовут Эйдан), невероятно маленькая. Если смотреть фильм на промотке, то сцены с Джилленом запросто теряются.
Вот “Safe” – другое дело. Тяжёлая, кое-где наполненная сомнительными сценами драма, заканчивающаяся дико и вызывающе. Герой Эйдана весьма натуралистично вспарывает себе сонную артерию разбитой бутылкой. Разумеется, от несчастной любви. Эффектно и страшно. Вот это и впечатляет.
Потом последовали роли в “Mojo” и “Buddy boy”. О первом фильме я уже заикалась – вещь замысловатая, но по сравнению с “Buddy boy” – это просто невнятный детский лепет. Даже многочисленные повторные просмотры не могут полностью объяснить то, что же наворотил режиссёр, сделавший героя Эйдана закомплексованным психопатом, страдающим болезненным желанием подглядывать за любимой девушкой в бинокль… Два часа безмолвных картин, когда Фрэнсис плавно катится в пропасть безумия, выдержать весьма сложно, и не начать со всей решительностью перематывать плёнку останавливает исключительно отменная игра Эйдана. Даже когда он ничего не говорит, а только пристально смотрит с экрана своими пронзительными синими кельтскими глазами, это притягивает внимание. Фильм заканчивается ничем, вернее, чем-то он заканчивается, но это финал в стиле классических американских ужастиков а-ля Фредди Крюгер – понимай как хочешь.
Кстати, данный фильм отметили премиями на Венецианском кинофестивале и фестивале в Торонто. Уверена, что в большей степени – это заслуга неподражаемого Эйдана, потому что больше в “Buddy boy” смотреть не на что.
Ну вот я и добралась до фильма, который могу назвать лучшим в карьере Эйдана. Сам Джиллен коварно молчит о том, как он относится к этому фильму, но его можно понять, ведь главный герой – ирландский террорист. События 1980-81-х годов, когда с десяток североирландских повстанцев объявили голодовку в тюрьме Белфаста и умерли за свои принципы, в своё время докатились эхом и до советского союза. Меня тогда на свете ещё не было, но мама рассказывала, что все с сопереживанием следили за этим. Разумеется, советские граждане были на стороне повстанцев и “глубоко осуждали бесчеловечную политику Маргарет Тэтчер”, которая так и не пошла ни на какие уступки.
Фильм сильный и красивый. Когда смотришь, невольно ловишь себя на мысли, что уже по уши влюблён в эту прохладную северную страну и в её желание свободы любой ценой. Режиссёр Терри Джордж постарался на славу. “Some mother’s son”, названный в российском прокате куда более просто – «Сыновья», стал первым фильмом с Эйданом, сумевшим пробиться в Россию, а саундтрек к нему до сих пор валяется в некоторых Интернет-магазинах, правда, стоит сумасшедшие деньги.
Здорово всё – начиная от операторской работы и заканчивая кастингом. Если честно, как террорист Эйдан не больно–то убедителен. Очаровательный, милый брюнет с полудлинными волнистыми волосами и немного несчастным выражением лица. Ну ни за что не поверю, что такой в жизни мог бы подрывать мосты. Возможно, в этом и вся фишка – террорист в исполнении Эйдана должен вызывать не отторжение, а безграничное сочувствие.
Год спустя Эйдан снялся в душещипательной драме об ирландских эмигрантах в Америке. Там судьба его героя тоже весьма печальна. Он влюбляется в дочь своего босса, который, само дело, против этих отношений, и в конце фильма топится в море-окиЯне. В отличие от всего предыдущего ( за исключением «Сыновей»), “Gold in the streets” можно смотреть без перемотки. Кроме Эйдана там полно отличных и даже эффектных актёров, но Джиллен всё равно тянет одеяло на себя. Сцена, где Эйдан поёт, вообще самая замечательная. Поёт сам, и весьма неплохо! Что ещё притягивает внимание, так это его довольно вызывающий ирландский акцент. Поначалу вообще сложно понять, что Эйдан пытается сказать. Это дикая смесь английского и ирландского произношения, на примере которого можно учиться вычислять ирландцев на слух. Мне сильно кажется, что Эйдан умело контролирует свою речь, потому что его лорд Нельсон из «Шанхайских Рыцарей» говорит весьма чётко и весьма по-британски. То-то и оно – негоже английскому аристократу пачкать речь ирландским выговором.
Даже сам Эйдан весьма с большим скепсисом относится к работе, сделавшей его сверх-популярным в Британии. Я тоже не очень-то понимаю, как он мог согласиться на такую роль. Ну разве что предположить, что он голодал. Сериал про трёх гомосексуалистов “Queer as folk” вызвал у чопорной английской публики просто-таки визги восторга. При чём, эти визги издавались не только людьми нетрадиционной ориентации. Вполне серьезные телевизионные критики вещали о том, что красавчик Стюарт – неподражаем. Нда, так оно и было – Эйдан неподражаем во всём, но мне, право, жалко его. В сериале столько откровенных гомосексуальных сцен, что начинаешь опасаться за то, не сдвинулась ли психика Эйдана за время съёмок. А если учесть то, что один из актёров в действительности оказался геем… Бог мой, Бог мой. Можно понять Эйдана, впоследствии отказавшегося сниматься в третьем сезоне голубой муры. Наверно, его не вдохновил даже тот факт, что сериал снимала ВВС. Впрочем, ВВС – не гарант качества. Тем не менее, сериал стал настолько популярным, что о нём до сих пор слухи ходят, а американцы даже отсняли свою версию этого безобразия. Эйдан терпеливо отвечает на вопросы, касающиеся КАФа, но, судя по всему, делает это исключительно потому, что человек он культурный и вежливый.
Нда. Есть там одна сцена, за которую можно дать Оскар… десять Оскаров. Эйдан-Стюарт манерно выливает себе на голову бутылку воды, типа как освежиться, потом вскидывает голову, и с волос во все стороны летят брызги. Вау! Роскошно.
Не очень понятно, как Эйдан согласился сняться в фильме Jamie Thraves “The Low Down”. Нет, я прекрасно понимаю, почему этот режиссёр выбрал в качестве жертвы именно Джиллена – ясный перец, такой типаж ещё поискать надо, но вот сам фильм страдает отвратительной бессюжетностью и просмотреть его от начала до конца и не заснуть – подвиг, достойный звезды героя. Вроде как о жизни лондонской богемы. Если так живёт лондонская богема, то я ей не завидую. Что в этом фильме действительно хорошо, просто отлично – так это крупные планы красивого кельтского лица Эйдана, на которых можно вдоволь налюбоваться на его почти идеальные черты и насмотреться в пронзительно синие глаза. Да, и ещё один положительный факт, не отметить которого нельзя. В конце этого фильма Эйдана не убивают, не топят, не режут, не кидают с Биг-Бена – потрясающе!!! А ещё это замечательное занудство завоевало некую довольно престижную премию в Эдинбурге. Что там обо всём этом подумали зрители в Москве, страшно представить…
И вот – Эйдан дорос до самой своей злодейской роли. В 2001 году выходит мини-сериал “Lorna Doone” по роману Ричарда Блэкмора. Эйдан – в роли разбойника Карвера Дуна. Надо сказать, режиссёр мало того, что весьма замысловато переделал роман английского классика, но ещё и достаточно оригинально подошёл к кастингу. По Блэкмору, Карвер Дун – этакий бородатый верзила. Невысокий, худенький Эйдан с его аристократическими чертами лица и немного кошачьими манерами ну никак не вписывался в рамки данного образа. Поэтому и Карвер у него получился достаточно оригинальный. В каком-то смысле, это и не Карвер вовсе, но именно он украсил этот не блещущий динамикой сюжета фильм.
Отметился Эйдан и весьма провокационной картине – «Последний Занавес», о вражде двух именитых шоу-менов, старого эгоиста Джей-Джея( аналог нашего Якубовича) и молодого эксцентричного Дэвида Тёрнера, сильно напоминающего повадками Дмитрия Нагиева. Фильм непростой – за ворохом парадоксальных ситуаций, когда двое конкурентов, сражаясь за расположение американских продюсеров, пытаются любыми способами друг друга изничтожить, прячется глубокая трагичность, свойственная латиноамериканским сериалам. Всё аккурат по сериальному сценарию – в конце фильма оказывается, что Дэвид и Джей-Джей – сын и отец. Поздно – папаша убивает собственного сына и умирает сам. Фарс? Абсурд? Да, и именно благодаря этому фильм и интересен, не смотря на его клиповость и некоторую наигранность.
«Затмение» – типичный ужастик про продажу дьяволу души. Я так и не поняла, чем всё закончилось, хоть смотрела фильм раз тридцать. Американцы – что с них возьмёшь, но надо отдать им должное, вещь смотрибельная. Правда, в голове не застревает, как и любая другая американская массовая продукция.
Эйдан любит сериалы, а сериалы – его. Кроме КАФа его угораздило сняться в сериале “Trial by Jury” в качестве приглашённого актёра. Разумеется, герой – нечто среднее между добром и злом. “Wire” – вещь более замороченная, и роль Эйдана там хоть и экзотическая – сенатор, но мелковатая.
Последнее, где засветился Эйдан – это ирландский фильм, «Проблемы… кхм, с сексом». Критики от сего творения в восторге, правда, некоторые язвят, что кроме мистера Джиллена там смотреть не на что. Это льстит, но я бы этот фильм всё равно посмотрела, проматывая многочисленные эротические сцены. Говорят, фильм хоть и солёненький, но со смыслом – о том, как рождается любовь. Хм, любопытно узнать, как именно она рождается…
Нельзя не упомянуть о героических театральных подвигах Эйдана.
В первую очередь, это Чеховский «Платонов». Не самая лучшая вещь Чехова, но получилось неплохо, и даже лучше, чем у нас. Эйдан в роли Платонова убедительней, чем весьма известный российский актёр, исполнивший эту роль в российской постановке.
Потом – Шекспир. Эйдан от Шекспира без ума. Наверно, в тайне мечтает сыграть Ромео или Гамлета, хоть вот от роли Ричарда Третьего отказался. Правильно, гад этот Ричард хороший. В постановке театра «Алмейда» по шекспировской «Буре» Джиллену досталась роль духа Ариэля. Ради этой роли Эйдан пошёл на дикие жертвы – выкрасил свои роскошные чёрные волосы в отвратительный блонд и стал невыносимо похож на Скутера. Слава Богу, волосы быстро отрасли… В спектакле несчастный Эйдан летал над сценой и барахтался в бассейне… На что не пойдёшь ради искусства!
Напоследок – «Сторож» Пинтера. Я этот спектакль видела в родном театре на Литейном, на русском, разумеется – вещь потрясающая. Представляю, насколько она потрясающая с Эйданом в роли Мика. Это оценили критики и даровали мистеру Джиллену престижную театральную премию «Тони», которой тот по праву очень гордится.
Завершу я свой сумбурный рассказ парой слов о самом Эйдане. В жизни он абсолютно не похож ни на одного из своих персонажей даже близко. Это исключительно сдержанный, скромный, немного стеснительный человек с тихим голосом и безупречными манерами. Он не любит пристального внимания к своей персоне, по самые уши накачен всевозможными знаниями, неплохо начитан ( правда Достоевского не читал – сам признался, но обещал прочесть), завёрнут на Ирландии и кельтской культуре, всегда обстоятелен и его интервью – маленькие шедевры. Любимый писатель – кандовый ирландец Джойс ( кто бы сомневался), про любимую музыку сказать ничего не могу, потому что в Интернете нет даже упоминаний о его любимых ирландских исполнителях. Правда, есть у Джиллена один грех – у него плохо с чувством юмора, он не любит шуток в свой адрес( да никто и не пытается!), сам шутить не умеет, но это его ничуть не портит.
В общем, практически идеальный герой для любого женского романа. Моего – в том числе.


Hosted by uCoz